воскресенье, 25 марта 2012 г.

А ТЕПЕРЬ - ДИСКОТЕКА!


25 марта в День работников культуры на вопросы Двести РУ ответил заслуженный артист РСФСР, лидер группы «Ариэль» 1970-1989 гг., композитор Валерий Ярушин.




- Валерий Иванович, вы, без сомнения, человек культурный, а вот эпоха у нас сейчас какая-то некультурная. После распада СССР все реже и реже можно встретить культурного человека. Получается, что в СССР с культурой было получше?

- Иногда очень сложно отвечать на простейший вопрос: когда было лучше – тогда или сейчас? И почти всегда старые люди отвечают однозначно: конечно, тогда! Человечество постоянно меняется, меняются люди, ценности, поступки. К примеру, моя профессия музыканта-аранжировщика с годами стала менее востребована. И виной тому пресловутая компьютеризация. В мои звёздные годы, обласканный вниманием зрителей, я считал, что аранжировку делают высокообразованные люди с высшим образованием, композиторы. Сейчас музыку пишут звукорежиссёры. Недавно спросил у молодого композитора: «Как работаешь? С чего начинаешь?» Он сказал: «Включаю барабанные лупы (loops – закольцованное электронное звучание барабанного рисунка, бесконечно повторяющееся) и пишу мелодию». Я спрашиваю: «А зачем?» – «А чтоб танцевали!» То есть, сразу адрес: на дискотеку. В моё время мы поступали наоборот: брали в руки музыкальный инструмент – гитару, баян, садились за рояль и изобретали. А уже потом добавляли барабаны «по вкусу». Не в этом ли успех песен 70-80-х в наше время? Ни один робот не напишет душевную лирику. Но доступность интернета для многих не стала университетом. Зачем трудиться, когда стоит нажать пару кнопок, и песня готова? 

- Лупы лупами, а на Западе современная российская эстрада не продается. Некачественный товар. Почему?

- Такой же вопрос можно задать и китайцам. Хорошо ответил Леонид Бергер, один из первых солистов «Весёлых ребят», уехавший в 70-е годы в Австралию и ставший там одним из популярных певцов: «Всё дело в культуре и мелодике. Вся западная музыка – это мажор, а русская – минор». Сравните их рок-н-роллы и наши частушки. Западный ритм – это восьмая с точкой, наш – «умца-умца». Не стыкуемся мы никак. Поэтому и китайская музыка будет понятна только самим китайцам. Но уж если мы хотим петь, как в Европе – будьте любезны принять западную схему и английский язык.

- Знаменитая группа «Ариэль» сломалась вместе с СССР. А ведь ее так любили. Что произошло с нашей эстрадой при переходе к рынку?

- У моей группы и счастливая и трагическая судьба. Я подробно описал это в своей книге «Судьба по имени Ариэль». Высочайший профессионализм достигался огромным трудом, бесконечными репетициями. Универсализм музыкантов выражался во владении инструментами и вокала одновременно. В этом мы были выше даже знаменитых «Песняров». Достаточно послушать мою аранжировку композиции Р. Паулса «Орган в ночи», где хорал с нисходящими уменьшёнными аккордами вводит в ступор даже классиков. Это мы творили в 1973 году! И в записи на 2-дорожечный магнитофон! Конечно, мы слушал много «Битлз», «Пинк Флойд», пользовались западными приёмами. Но душа, мелодия была русская!

Но всему хорошему приходит конец. Наступила эпоха «диско», и всё серьёзное ушло в подполье. Но и «диско» подсказывало мне новые мысли. В 1979 году родился шедевр «Порушка Параня». Конечно, в советские времена худсоветы отсекали много хорошего, несовместимого с идеологией. И нам помогла выжить именно русская песня, которая была вне политики. Мир менялся. Горбачёв разрешил хард-рок. Появились классные команды. Но на наших концертах уже не было такого ажиотажа, как раньше. У музыкантов началась паника: что исполнять? И в 1989 году вся моя команда выразила мне недоверие, мы расстались… История имеет немало примеров, когда музыкальная группа остаётся верной своему стилю и живёт долго. Вспомним «Роллинг Стоунз», Пола Маккартни. До сих пор – стадионы.

- Мне кажется, что с приходом демократии изменилась публика, в том числе и ваша аудитория. На сцену вышла тупая попса. Тогда требовались «Любэ» и Салтыкова, сейчас «богатым и культурным» подавай Николая Баскова, Стаса Михайлова или Ваенгу. Но попса, как ее ни называй, остается попсой.


- Да, 90-е годы - это тот кошмар, который пережили многие. Залы опустели. В ресторанах сидели братки с пистолетами. Оркестры и ансамбли самоликвидировались. Появились электронные барабанные «примочки», и людей с палочками на эстраде заменили. Ушло большое количество барабанщиков – кто спился, кто поменял профессию, а кто и ушёл в мир иной... На подмостки хлынул отряд псевдо-рокеров с баянами и водочным перегаром. Жуткий период, когда мир, казалось, перевернулся. Дискотечные скачки – это было в фаворе! Да, цензуры не стало. И на сцену ворвался мат. Кому в этой ситуации нужны мои экзерсисы с фольклором? Мой электорат ушёл в историю. Зрителю уже не хочется просто сидеть в зале, подавай ему пищу и вино. Да и поголее бы солисток...

- Каков спрос, таково и предложение. Закон рынка.

- Целое поколение публики стёрто с лица земли. После успеха «Русских картинок» я задумал «Русскую рапсодию» в стиле «классик-рок», сюиту «Чёрная звезда». Но вряд ли я сегодня приступлю к работе. Не для кого... . Хотя есть восторженные почитатели, пишут: ждём-с.... Но для реализации серьёзных сочинений надо найти "Абрамовича", который бы влюбился в тот стиль. Мой друг-скептик говорит: «Твоё время теперь в прошлом, смирись и прими, как должное». Что ж, он прав. Но во всём мире существует преемственность поколений. У нас этого не наблюдается. Министерство культуры «забило» на эстраду, занимаясь классикой. Фантастические цены на билеты Михайлова и Ваенги говорят не о мастерстве артистов, а о грамотной работе продюсеров.

- Культура не может быть вне политики. А в политике у нас такая же дискотека, как и в 90-х в эстраде, только теперь это называется стабильностью. Что вы скажете о сегодняшней политической ситуации в нашей высококультурной стране? С кем вы, мастера культуры?

- Сегодня политический мир бурлит. Вы знаете, я в Москве решил, так сказать, приобщиться, побывал на митингах протеста. Пошёл послушать оппозицию на Сахарова и Болотную, чтобы сравнить свои взгляды и взгляды протестующих. Вдруг меня обозвали каким-то бандерлогом и презервативом... Ожесточение и стравливание – это что, предреволюционные приметы? Не хочу я этих самых революций, как и многие мои друзья. По моему твёрдому убеждению, самый главный наш бич – безнаказанность. Я, как и многие боюсь полиции и судов. Фраза «борьба с коррупцией» звучит, как анекдот. Так же как и борьба с фонограммщиками превращается в борьбу пчёл против мёда. Девчонки-панки поглумились над верующими, теперь из них делают героев! Где этот вектор справедливости? Кто его установит? Президент? Не верю! Где вы, умные политики? Почему не вмешиваетесь по большому счёту? Не дают или не можете? Слово «честность» вызывает уже не улыбку – хохот! Всё девальвируется. Звёздами называют пацанов и девчонок в бездарных сериалах. Для меня же звёзды – это Раневская, Ульянов, Евстигнеев, Смоктуновский...

- Так эпохи все время уходят – такова их суть. Можно, конечно, и жалеть о прошедшем времени, многие сегодня со слезами вспоминают СССР. Но сегодня, мне кажется, жить гораздо интереснее – надо просто уметь видеть это «движение времени».

- Да, да, да… Ушла одна эпоха, грядёт другая. Никогда, похоже, мне не ответить на вечный вопрос: когда было лучше – тогда или сейчас? И тут я вспоминаю: быть или не быть?

- А был ли Шекспир? Вот в чем вопрос. Политическая ложь и пропаганда работают в промышленных масштабах – взять ту же анонимную программу на канале НТВ, вызвавшую бурю протеста честных людей. И это только маленький пример. 

- Да, я считаю НТВ-шную программу однобокой. Из любого материала можно сделать дерьмо, а можно конфетку. Чувство меры покинуло авторов. Если на лодке грести одним веслом, далеко не уплывёшь. Но даже если и были проплаты – это ведь такой мизер на фоне людского недовольства! Причём, проплаты-то с обеих сторон. Будьте же объективны! Находясь на митингах «белоленточников», я не видел оголтелых фанатов, как хотят представить некоторые СМИ. Я видел нормальных интеллигентных людей. 

- А за кого вы голосовали, если не секрет?

- Я, как и многие, считал, что Путин победит, и был готов голосовать за него. Но когда увидел и услышал хвалебные оды премьеру, подтасовки, льющуюся грязь, травлю инакомыслящих, то всё это возымело обратный эффект. И мне захотелось пойти в стан Прохорова. Поэтому к сегодняшней власти, равно как и к будущей, у меня смятенное чувство. Ну нельзя так не уважать свой народ!  А деятели культуры и искусства - это тот же народ.  


Сергей Васильев, независимый журналист, фото Двести РУ


САЙТ ВАЛЕРИЯ ЯРУШИНА
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий