25 марта в День работников культуры в город Дзержинский с концертом приехал московский камерный оркестр «Инструментальная капелла». Я побывал на репетиции оркестра перед концертом и задал несколько вопросов художественному руководителю и дирижеру «Инструментальной капеллы» скрипачу Геннадию Деркачу.
- Насколько я знаю, вход на ваш концерт бесплатный, билеты не продаются. За чей счет сей царский подарок дзержинцам? Кто придумал такое доброе дело?
- За счет городского бюджета. Это доброе дело придумал и совершил отдел культуры города Дзержинского.
- А что сегодня прозвучит?
- В нашей программе Моцарт, Гайдн, Люлли.
- Классицизм эпохи Ренессанса для обитателей Замкадья эпохи стабильности. Вы понимаете, что в зале, во-первых, будет не так много слушателей, во-вторых, не все из них снимут куртки и шапки, а по залу будут бегать дети, и в-третьих, в зале не будет слушателей с партитурами в руках. Знаете, есть такие эстеты – оркестр играет, а они сидят и по партитуре сверяют, так ли прозвучало нижнее «до» фагота или чисто ли исполнил коду клавесин.
- Мы не ставим перед собой такую цель, чтобы на наши концерты в Московской области приходили знающие люди. Наша программа весьма разнообразна и легка для восприятия. Это очень важно.
- Классическая попса?
- Нет, не попса. В нашем сегодняшнем концерте будут исполнены концерты, серенады, арии из опер.
- Моцарта и Гайдна знают все – пускай не по произведениям, а по знаменитым именам и по звонкам в мобильных телефонах. А вот Люлли – пока это для дзержинцев что-то не очень известное. Просветите.
- Жан Батист Люлли – это Франция, барокко, эпоха Людовика 14-го. Это нарядная музыка, французские танцы. Я думаю, вашим слушателям это понравится.
- Вы привезли в Дзержинский даже клавесин. Я, признаться, давно не слышал живой клавесин, сегодня это редкий инструмент.
- Да, вы знаете, раньше, я помню, клавесин стоял в студии Большого зала консерватории, теперь его там нет. Был отличный клавесин в Доме звукозаписи – тоже куда-то исчез. Всё куда-то исчезает. Клавесин – важный инструмент в музыке барокко. Клавесин, фагот, гобой – это всё оркестровые краски. Клавесин для нашего оркестра – это обязательный инструмент. Но у нас нет гитар. Гитары нужны для серенад Моцарта, а у нас их нет.
- Сегодня День работников культуры. Как вы оцениваете то, что сегодня происходит с культурой в нашей стране? Только честно.
- Если честно, то ужас. То, что сегодня творится с культурой – это ужасно. И, на мой взгляд, наша задача – я имею в виду всех классических музыкантов – состоит в том, чтобы вести просветительскую деятельность. Очень бы хотелось, чтобы для этого не было препятствий. И мы готовы даже без гонораров, а только за зарплату, ездить вот по таким городам, как ваш, и давать концерты. Чем, собственно, мы и занимаемся. Хотелось бы, чтобы такая работа стала системной, чтобы это были не случайные концерты раз в пять лет, а пускай не ежемесячно, но хотя бы раз в два месяца.
- Я правильно понял, что вы и ваш оркестр готовы выступать не только в Международном Доме музыки на Яузе, но и выезжать за МКАД, в том числе и в Дзержинский, несколько раз в год?
- Конечно. Это наша работа. Мы ведь получаем зарплату из бюджета Московской области. То есть, наша прямая обязанность – играть в Подмосковье.
- Культура тесно связана с политикой. Вы знаете историю дирижера Михаила Аркадьева? Он был художественным руководителем и главным дирижером Тихоокеанского симфонического оркестра в Приморье. Когда в прошлом году вся страна ринулась вступать в народный фронт, Аркадьев категорически отказался это делать. Его уволили. Сегодня его можно встретить на митингах оппозиции. Получается, с точки зрения власти, дирижер должен быть лакеем?
- Умоляю вас, не надо о политике. Я знаю эту историю. Не хотелось бы говорить о политике вообще. Наше дело – играть, и это, кстати, сегодня более важно, чем политика. Если страна без культуры, то никакая политика ее не спасет. Если культура исчезнет, то всё исчезнет. О политике я могу сказать лишь то, что музыкантам надо платить достойную зарплату, чтобы они не бегали по трем работам. Они же на репетицию приходят все измученные, да еще думают не о том, как играть, а о том, куда еще сегодня предстоит бежать. Я хочу, чтобы у музыканта была достойная зарплата, а у зрителя – желание посещать бесплатные концерты. Классику сегодня мы обязаны играть бесплатно. Пусть зритель платит за эстраду – это бизнес. А классика должна стать доступной.
- Ваш оркестр делает студийные записи, ездит на гастроли, выступает на телевидении?
- Нет. Говорят, на это нет финансирования. Но надежда появилась: мы обратились в продюсерский центр при министерстве культуры Московской области, сейчас эти вопросы решаются. Уже решено, что в апреле наш оркестр с немецким хором будет исполнять Ораторию Генделя в Москве.
- А в области?
- Пока не знаю. Нужны средства.
День работников культуры и концерт камерного оркестра «Инструментальная капелла» прошел в Дзержинском с успехом. В зале по моим подсчетам сидело 60 человек. Звучали аплодисменты, солистам и дирижеру дарили цветы. К сожалению, по залу бегали дети, звенели телефоны, в фойе играла посторонняя музыка, а некоторые любители классики решили не снимать куртки и шапки. Вот такой Ренессанс.
РЕПЕТИЦИЯ ОРКЕСТРА
Сергей Васильев, независимый журналист, фото, видео Двести РУ
Комментариев нет:
Отправить комментарий