Этот рассказ я отослал на участие в литературном конкурсе «Я и евреи»,
объявленном в Фейсбуке обществом «ТАКИ ДА!».
ШТАТИВ
Дело было в провинции. И давно – еще
до перестройки.
Перевезли в колхозе «Заря» кучу
навоза с одного поля на другое – вот и сюжет для областных теленовостей. В «Зарю»
– за 80 километров от города – едет съемочная группа местной телестудии со
звуком и светом. Там долго репетируется и снимается синхрон с председателем
колхоза, который в своем кабинете с портретом Брежнева за спиной докладывает
телезрителям о важности и значимости решения колхозного парткома о перевозке
навоза с одного поля на другое. Когда синхрон снят, председатель колхоза
проявляет хлебосольство – угощает группу сытным деревенским обедом с водочкой.
После хлеб-соли режиссер сюжета
закуривает и просит оператора «подснять» панораму навозных полей, «чтоб
красиво, как у Шишкина». Оператор закуривает и просит ассистента вынести из
машины и установить штатив в центре поля. Ассистент, закуривая, роняет штатив в
навоз. Случайно. А навоз, надо сказать, был хорошего качества, свежий и липкий.
И панораму «как у Шишкина» оператору приходится
снимать с рук. А снимать с рук после гостеприимного обеда, сами понимаете,
нестабильно. Но оператор проявляет устойчивость и панораму снимает. И группа с
прилипшим к штативу навозом возвращается на студию, ассистент бежит в
гастроном, пленка проявляется и монтируется, в курилке сочиняется текст, и
ассистент, прибежав из гастронома, бежит с текстом к редактору, редактор текст
правит, на всякий случай заменяя слово «навоз» на слово «удобрения». Текст
старательно, в несколько дублей, читает диктор («Важное событие произошло
сегодня в колхозе «Заря»…), а под закадровый голос диктора подкладывается
патетическая музыка композитора Серафима Туликова из студийной фонотеки.
Оператор отдыхает и пьет водку. Все, как обычно. Когда сюжет готов, его
отсматривает студийное начальство и ставит подпись. Вот теперь «навоз» можно
давать в эфир.
После эфира выяснилось, что сюжет про
навоз очень понравился партийному начальству областного центра. И на следующее
утро секретарь по идеологии предложил первому секретарю обкома конструктивную
идею: показать наш навоз в информационной программе «Время». Первый секретарь
немного подумал и резюмировал: «А давай!» И секретарь по идеологии
незамедлительно вызвал на важное совещание в обком все руководство телевидения
– председателя и двух замов.
- Итак, товарищи, дадим навоз на весь
Союз! Но необходимо, товарищи, сюжет еще доработать, - подняв указательный
палец, внушительно добавил секретарь по идеологии. – Там у вас камера
показывает обширные колхозные поля, а картинка немного трясется. Надо бы
переснять, чтобы была стабильность». И ведь не был тот секретарь на съемке, а
нутром почуял нестабильность. «Так точно!» - пообещало телевизионное начальство
и помчалось обратно на студию.
Далее по схеме: начальство вызывает
редактора, ставит новую важную задачу. Редактор вызывает режиссера, мол, так и
так, давай заказывай машину, оператора, свет, звук, поезжайте снова в тот
колхоз. Немедленно! Режиссер бежит к операторам и видит: посреди холла стоит
вчерашний штатив с прилипшим, засохшим и окаменевшим навозом, а на нем висит
рукописная табличка: «кто соскоблит говно, тому 3 рубля». А сам оператор с
ассистентом рядом сидят и, как ни в чем не бывало, в нарды играют.
В сильном волнении режиссер кидается
к местному телефону и докладывает ситуацию. Через несколько минут в холл
вбегают редактор и само телевизионное начальство. Оценивают обстановку и
принимают решение: «Ну что стоите,
сволочи, давайте скоблите! Чтоб через пять минут!» - кричит начальство,
и режиссер с редактором начинают скоблить штатив. Сначала пытаются ковырять
ногтями, потом трут смоченными плевками носовыми платками, потом скребут какими-то
дощечками и железками. По холлу расплывается аромат колхоза «Заря». «Быстрее! –
психует начальство, - Москва ждет!». «Эй, без спешки, аккуратней! – ухмыляется
оператор, - аппаратура!»
Штатив-таки очищается, и съемочная
группа снова едет в колхоз «Заря». Но, только выехав из города, оператор
остановливает машину, ставит камеру на штатив и снимает панораму полей,
«обширных и необъятных», прямо тут, в ста метрах от города. Быстро, стабильно и
«как у Шишкина». И, сэконмив четыре часа времени, съемочная группа возвращается
на студию. Через гастроном и пельменную.
В тот же вечер сюжет про навоз с
большим зрительским успехом прошел в информационной программе «Время», было
много положительных откликов. А редактор и режиссер получили по полтора рубля. От
начальства. Налом.
Да, чуть не забыл. Оператор был
еврей. С тех пор я евреев уважаю и люблю.
Сергей Васильев, фото Алексея Грызлова
PS. В качестве
иллюстрации к данному рассказу я повесил фотографию 2005 года – рабочий момент
съемки фильма «Угрешские вести». Никакого отношения эта фотография к рассказу о
колхозе «Заря» не имеет. Но штатив на фото точно такой же, как был на съемке в
колхозе – большой, тяжелый, деревянный, кажется, ШР-5.
Комментариев нет:
Отправить комментарий