Тут попросили меня статью написать – про Всемирный День свободы прессы, и что можно сказать про свободу прессы в нашем муниципальном образовании «город Дзержинский». Я и написал. Кстати, только что узнал – прочитал на сайте «Голоса Америки», - что 3 мая кроме Дня свободы прессы еще отмечался Международный день молчания. Символичное совпадение.
Я не стану перечислять всякие справки – когда и почему возник День свободы прессы. Не буду говорить о свободе и несвободе всей российской прессы – об этом сегодня много пишут все интернет-издания. Попробую поговорить лишь о состоянии СМИ в городе Дзержинском. И это будут сугубо мои размышления, никому и никак не навязываемые.
Самое главное: свобода прессы в Дзержинском есть. Посудите сами: это и «главная» наша газета «Угрешские вести», это и телеканал «Угреша», это ставшая популярной ежемесячная газета «Открытая линия», это новые газеты это и интернет-издания «Двести РУ» и «Наш Дзержинский.рф». К осени разных изданий станет еще больше. Мне возразят: а разве обилие изданий это и есть свобода прессы? Вот об этом мы и поговорим.
Какая-никакая, но все-таки это свобода. Достаточно открыть наши новые газеты, чтобы убедиться в этом. Официальная пресса «про такое» никогда не напишет. И рот нашим новым изданиям никто не затыкает. К сожалению, после выборов как минимум два или три из вышеперечисленных изданий исчезнут с информационного поля. А что останется? Опять пресные и безвкусные «Угрешские вести»? Но не идиоты же наши читатели, захотят ли они с этим мириться? И потом, что это за веха такая – выборы главы города? Почему СМИ обретают свободу только накануне этих самых выборов? До них – шашлык и красное вино, после них – овсянка без соли.
И вот здесь всплывает очень важный, на мой взгляд, вопрос. Вопрос о свободе и достоинстве самой журналистики. Быть или не быть дзержинской прессе свободной после выборов? Как сами журналисты оценивают степень своей свободы? По себе знаю: очень легко и комфортно жаловаться на давление властей, на цензуру, когда не знаешь, о чем писать. Цензура – она ведь сидит в головах у самих журналистов. Кто видел указ президента Медведева о запрете острых и проблемных материалов? Нет такого указа. Пиши-не хочу! Но… «УВ» предпочитает публиковать отчеты об успехах, наградах и достижениях. Самоцензура, на которую молятся УВ-авторы, среди которых есть и «люди года», является всего лишь дурным вкусом. А где взять хороший вкус? Ввести его постановлением главы города? Купить за большие деньги? Увы. Отсюда и стиль «УВ»: перепечатанные из интернета тексты, восхваление начальства, стереотипы, штампы и пошлости. «Солнце сияло, в том числе и в бутылочных осколках, компания была дружной: администрация плюс Совет депутатов, так что настроение витало соответствующее», - так «УВ» известили о том, что городские чиновники вышли на субботник. Чем не стенгазета администрации? Почему ЭТО нам выдают за муниципальную прессу? И откуда в «УВ» так много анонимных материалов?
«Решив насущные проблемы, Виталий Панаморенко стал продумывать следующий шаг…» Первый номер информационно-аналитического ежемесячника «Твой город`ok!» также претендует на звание стенгазеты, но уже не администрации, а ООО «Ривит». Но, во-первых, это издание молодое и неопытное, а во-вторых, журналисты и не скрывают, что издаются на деньги Панаморенко, а посему на глобальную объективность не претендуют. Но здесь тоже возникает вопрос наличия вкуса и внутренней свободы журналиста, работающего на крупного владельца. Будем надеяться, что следующие номера этого издания своей стилистикой не будут напоминать «Угрешские вести», отличаясь лишь фамилиями главных персонажей, бумага и цвет не в счет.
Часто приходится слышать от чиновников, считающих, что они разбираются в журналистике: народу не нужна «чернуха», вы должны показывать читателям правильных героев, правильные ситуации, правильные модели поведения. Они называют это одним словом: позитив. Они уверены: «возвышающий обман» лучше «тьмы низких истин». Отвечаю: модели поведения формируются только через личное проживание, сопереживание и осмысление. Никакие «положительные примеры» не могут влиять на нравственное формирование. Наивно думать, что если журналист опишет какую-то «правильную» ситуацию или схему поведения, то читатель сразу же начнет этой схеме следовать. Пример – раздача георгиевских ленточек ветеранам. Я ничего не имею ни против ленточек, ни против ветеранов, но нет ничего глупее, чем описывать процесс раздачи, употребляя к месту и не к месту «патриотизм», «великую победу» и «всенародный подвиг». От ветеранов утаивают квартиры, тарифы и цены растут, пенсии остаются мизерными, а вот ленточку от молодого поколения, пожалуйста, получите, ленточек на всех хватит. Это называется «патриотическое воспитание». Так что полезнее – низкая истина или возвышающий обман?
О читателях. У нас сформировался класс людей не думающих, «быдл-класс», как принято теперь говорить. Их девиз: не надо раскачивать лодку. Они живут по-своему стабильно и не хотят видеть (а может, и действительно не видят), что атмосфера в обществе раскалена. Система шатается. Несправедливость, воровство, запущенность и безнаказанность власти – это же, как цунами в Японии. Но – «не надо раскачивать лодку», вертикаль знает, что делает. Благодаря довольному всем быдл-классу у нас так долго ничего и не меняется. Но скачок рано или поздно должен произойти – скачок в мозгах, скачок в сознании. Задача свободного журналиста – сделать, чтобы быстрее скакнуло. Задача муниципального журналиста – чтоб никаких скачков.
Свобода ведь нужна не только прессе, она нужна и читателям. Так или иначе, но нежелание жить по средневековым традициям взорвало арабский мир. Арабы выбрали свободу, чем же мы хуже? Да, в 90-е годы нам свободу уже предлагали, но нам она оказалась не нужна. Намордник, жратва, советский гимн, реабилитация Сталина, пресловутая «стабильность» и «партия жуликов и воров» оказались важнее свободы.
Возвращаясь к свободе прессы в нашем городе, хочу сказать добрые слова в адрес телеканала «Угреша». «Pro et contra» («За и против») - так называется их новый проект. Я двумя руками «за». Подобные ток-шоу да еще в не подверженном цензуре прямом эфире просто необходимы сейчас, когда до выборов осталось семь месяцев. Такие программы действительно шевелят мозги. Главное, чтобы «Pro et contra» не превратилось в «Pro re nata» («В зависимости от обстоятельств»). Я и сам не прочь поучаствовать в дискуссии на «ТВ-Угреша», не прочь стать оппонентом Меринова или Трубицина в прямом эфире. Думаю, однако, что меня туда не пригласят.
Сергей Васильев
Sapienti sat
Комментариев нет:
Отправить комментарий