21 июня на вопросы Двести РУ ответил пилот авиакомпании «Трансаэро» Владимир Вахрушев.
- Сегодня в Карелии при посадке разбился ТУ-134, погибло 44 человека. Что вы как пилот гражданской авиации можете сказать об этом трагическом событии?
- Катастрофа – это благоприятное стечение неблагоприятных обстоятельств. Летное происшествие при посадке – ситуация типичная, потому что 95 процентов всех катастроф происходят при взлете или при посадке, чаще всего из-за плохой погоды. При плохой погоде самолету трудней попасть на полосу. Есть такое понятие: высота принятия решения. Это высота, на которой командир и экипаж должны оценить ситуацию – видно полосу или нет, и если видно, то садиться, а если не видно, то уходить на второй круг. Но некоторые пилоты, если не видно полосу, пытаются опуститься ниже ВПР в надежде, что полосу станет видно. Иногда это проходит, а иногда нет. Дело в том, что метеослужба сообщает экипажу вертикальную видимость в районе вышки, а в зоне ВПР видимость может быть меньше. Сообщила, допустим, метеослужба, что вертикальная видимость 50 метров, все нормально, но на самом деле в зоне ВПР видимость только 10 метров. Такое бывает. Вот самолет и начинает искать полосу. Мне кажется, главный фактор катастрофы в Петрозаводске – это то, что пилот, не увидев полосу, не пошел на второй круг, хотя, как сообщается, диспетчер несколько раз просил экипаж пойти на второй круг.
- В сводках новостей сообщается, что на полосе в этот момент неожиданно погасли сигнальные фонари.
- Это тоже один из факторов. Аэропорты и аэродромы в России абсолютно устарели. Даже наши крупнейшие аэропорты Домодедово и Шереметьево выглядят, как деревенские по сравнению с Америкой. Ни один из наших аэропортов не сможет занять даже пятисотое место среди аэропортов мира. Устарело все – и оборудование, и управление службой воздушного движения, и сервис в том числе. А уж если говорить об аэропортах маленьких городов, таких, как Петрозаводск, то там служба воздушного движения очень старая и ненадежная.
- Да и самолет ТУ-134 тоже не молод.
- Если сравнивать с автомобилями, то ТУ-134 – это все равно что «Жигули-копейка». Старинная машина, за которой, да, следят, меняют запчасти, машина передвигается, все говорят, что технически она годна, но время есть время, ресурс есть ресурс. Сегодня другие скорости, другие машины, другие требования к безопасности. Сегодня быть пассажиром «копейки» небезопасно. Да и водителем тоже.
- Но ведь каждый самолет может совершить лишь определенное число посадок, и не больше.
- Они продляются. У нас это число может увеличиваться бесконечно. У нас летают «Боинги-747», так они были выпущены вообще одними из первых «Боингов». У них это число посадок вообще зашкалило. Потому что наши авиакомпании по дешевке берут старые машины, правда, меняют оборудование при этом. А наши машины ТУ-134, ТУ-154, АН-24 давным-давно пора вывести из эксплуатации. К сожалению, даже наши новые самолеты, которыми сейчас хвастаются, «Суперджет», ИЛ-96, ТУ-204 – это уже старьё. Все новые иностранные самолеты летают без штурвалов – только джойстики. Новые модели лайнеров – это компьютеры. Сегодня пилот уже не пилотирует самолет, а является оператором. Для пилота сегодня главное не руки, а голова. А наши самолеты по-прежнему делают по старинке – штурвалы, тумблеры. Вот, мол, мы сделали именно так, а вы, пилоты, приспосабливайтесь. Некоторые летчики приспосабливаются, как сажать наши самолеты в тумане, а некоторые – не очень.
- Так или иначе, но в Карелии погибли люди. И получается, что наша авиация не дает никаких гарантий безопасности? Люди снова боятся летать.
- Судьба есть судьба. Если человеку предначертано утонуть, то он не погибнет в авиакатастрофе. Я советую всем при выборе авиарейсов выбирать надежные компании. У нас это «Аэрофлот», «Трансаэро», «S7». У этих компаний парк современных самолетов, хорошо обученные пилоты, у них никогда ничего такого не происходит. А маленькие, неизвестные компании – лучше на них не летайте, это мой совет. При всем этом авиация, по сравнению с автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, – наиболее безопасный способ передвижения. Потому что именно в авиации сосредоточена наша элита – пилоты, инженеры, диспетчеры. Авиация – это та отрасль, которая по сравнению с другими работает надежно. Бояться не надо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий