среда, 19 октября 2011 г.

РАЗВЕ Я ПОХОЖ НА УБИЙЦУ?

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ВЗГЛЯД ИЗ 21 ВЕКА

Один светский герой, а по сути негодяй, убивает на дуэли другого негодяя. А литератора, который все это описал, в итоге убивает на дуэли злодей. Негодяев звали Печорин и Грушницкий, литератора – Лермонтов, злодея – Мартынов. Но так ли все просто на самом деле?

А известно ли вам, господа, что такое реализм? Словечко это стало модным в России в 19 веке, после выхода в свет романа «Герой нашего времени». Сам Белинский считал это произведение «верно и по-новому отражающим действительность», то есть, реалистичным. В предисловии к своему роману Лермонтов пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно,  портрет,  но  не одного  человека:  это  портрет,  составленный  из  пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».


Остроумный, мрачный, циничный, гордый, честный и злой офицер эпохи 30-х годов позапрошлого века – не себя ли описал Лермонтов под маской Печорина? Оба участвуют в дуэлях. Оба – любовники чужих жен. Оба щепетильно относятся к вопросам чести и достоинства. Оба – разочарованные меланхолики, обоим присущи тоска и демонизм.

«Зло порождает зло;  первое  страдание  дает  понятие  о  удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб  он не захотел приложить ее к действительности: идеи – создания  органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и  эта  форма  есть  действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот  больше  других  действует…» - пишет Печорин в своем журнале.

- Разве я похож на убийцу? – спрашивает Печорин у княжны.

- Вы хуже… - отвечает Мери.

На дуэли Грушницкий хотел обмануть Печорина, дав ему пистолет без пули. Сам он, стреляя первым, попал Печорину в ногу. Печорин попросил перезарядить свой пистолет – он знал о хитрости Грушницкого. И хладнокровно застрелил бывшего друга.

Печорин стал убийцей, а Лермонтов не стал. И в этом всё различие персонажа и автора? Мы со школьной скамьи знаем, что Лермонтов – гений, а «гений и злодейство – две вещи несовместные». И что по этому поводу думает сам убийца гения – Николай Мартынов?

«Я встречал Мартынова в Париже. Мы тогда молодые, окружили его, стали дразнить, обвинять: «Вы убили солнце русской поэзии! Вам не стыдно?» — «Господа, сказал он,- если бы вы знали, что это был за человек! Он был невыносим. Если бы я промахнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом. Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке». (Н.И.Лорер «Записки декабриста»)

Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым произошла 15 июля. Лермонтов выстрелил вверх, Мартынов — прямо в грудь поэту.

«…Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого  испортился  желудок:  нужны горькие лекарства, едкие истины». (Михаил Лермонтов. Из предисловия к «Герою нашего времени»)

Читаем Лермонтова.




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ВЗГЛЯД ИЗ 21 ВЕКА

Комментариев нет:

Отправить комментарий