воскресенье, 30 сентября 2012 г.

НО ЕСТЬ ОШИБКА В КУРСЕ КОРАБЛЯ


Дети не виноваты. Они старались, как могли. Да и вообще не следует искать виноватых. Цель данной публикации – разобраться, остались ли в школах нашего города учителя словесности?

27 сентября газета «Угрешские вести» опубликовала творческие работы победителей и призеров конкурса школьных сочинений на тему «Город – это мы». Чтиво сногсшибательное, скажу я вам. Сначала закрались сомнения, а когда я прочел все представленные сочинения, то стало ясно, что понятие «словесность» в Дзержинке уходит из обихода. Но – повторяю: дети, авторы этих текстов, не виноваты. 

Нет, нет, я не намекаю на грамматические и прочие ошибки, их, к счастью, нет. Но вот раскрытие «темы»… Вы знаете, я не удивился, обнаружив немало сходства между текстами школьных сочинений и текстами мастеров-журналистов «УВ», предлагаемыми нашим горожанам из номера в номер. И там, и там «тема» одна. Опять же я ни на что не намекаю, но не увидеть тот же пафос, ту же пышность и яркость красок, то же обилие позитива и изобилие прилагательных, то же стремление к пошлости и бессодержательности может только слепой. Но речь не об этом.

У меня возникли вопросы. Во-первых, почему представлены сочинения только девочек? А были ли мальчики? Во-вторых, неужели победители и лауреаты так слабо подготовлены, что при излиянии светлых чувств к своему городу все как один употребляют тысячи раз использованные и затасканные хвалебные выражения, говоря проще – штампы? Штамп, как известно, это отсутствие своего "я", отсутствие искренности. Не буду сейчас ничего цитировать – почитайте эти сочинения сами, таких штампов там сотни. А как же «Любить – не значит восхвалять»? Очень хочется думать, что на конкурс были представлены и другие сочинения, написанные скромней, честней и содержательней. Где они? 
 
В-третьих, а кто входил в состав так называемой «конкурсной комиссии» по этим сочинениям? Что это за люди? Читали ли они Чехова? Мне кажется, не читали. Видели ли они фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника»? Мне кажется, не видели. Это ведь в том фильме одна ученица, высказав в сочинении на тему «Мое представление о счастье» свои самые искренние мысли, вызвала бурю негодования у учительницы русского и литературы, звали которую, кстати,  Светлана Михайловна. «Кто писал искренне, тот оказался в дураках, - говорит один из учеников того класса, - кто врал, тот угодил». 

Сегодня, похоже, сами учителя русского и литературы не понимают, что значит «словесность». Что уж говорить о детях и чиновниках из отдела образования? Где тот Учитель, который объяснит и докажет своим ученикам, что все эти сочинения – лучший образец того, как нельзя писать. Что это не сочинения, а одноразовые доклады к празднику. В любом авторском сочинении главное – честность. Однако, судя по тому, что «лучшие» сочинения напечатаны в городской газете, наш отдел образования чрезвычайно гордится и конкурсом, и сочинениями. 

«А учитель, который перестал быть учителем, тебя устраивает?» - спрашивает герой фильма «Доживем до понедельника», учитель истории Мельников у своего друга – директора школы. Наш отдел образования «учителя, которые перестали быть учителями» вполне устраивают. Не словесность сегодня главное, а политический момент. Это – тренд, ему предписано следовать, и дети должны понимать, что быть в потоке проще и выгодней. В потоке всегда легче – все туда, и я туда. Против потока – трудно. Но вот Учитель, который не перестал быть учителем, обязан – слышите, обязан – ежедневно и ежечасно разъяснять детям, что «идя в потоке, видишь только спины, идя навстречу, видишь всех в лицо». Это из песни Макаревича. 

Публикация школьных сочинений в «УВ» со всей очевидностью показала, что учителей словесности у нас больше нет. Может быть, я тысячу раз не прав, но таково мое оценочное суждение. Если найдутся горожане, со мной не согласные, в том числе и учителя, и ответят мне в комментариях, то буду очень рад. Только не надо молчать. Да, я понимаю, что сегодня говорить что-либо – это верный путь к поражению, а молчать – это лучший способ казаться умным. Тем не менее, учителя, ау! Если вы еще остались, то скажите что-нибудь по этому поводу. 

А дети, говорю это в третий раз, не виноваты. Я уверен, что со временем они всё поймут. 

…Но есть ошибка в курсе корабля,
С недавних пор я это ясно вижу.
Стремительно вращается Земля,
А мы с тобой не делаемся ближе.

(Г. Полонский, 1968)

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА»



Васильев, независимый журналист

Комментариев нет:

Отправить комментарий