Город Дзержинский, 1 декабря.
Зима. Снег лежит уже второй день. Сегодня, правда, всю ночь шел дождь, но сугробики-то остались. И вот что интересно. Пройдясь сегодня по свежему угрешскому воздуху, а если быть более точным, то по тропинке между детским садом «Аэлита» и лицеем №3, а потом и по скверу Пушкина, обратил я внимание, что кучки снега, не истоптанные людьми, имеют легкий черный налет. Не желтый, не охристый, не коричневый, как от грязи, летящей с обуви проходящих здесь пешеходов, а именно черный. Выхлопные газы тоже исключаются – автомобили и спецтехника между садиком и лицеем не появляются вообще. Откуда же такой черный налет?
Накануне, примерно в половине второго ночи, я вышел на балкон освежиться перед сном. Распахнул окно. В воздухе пахло работающим паровозом. Да-да, паровозом. Я учуял запах паровоза, потому что знаю его с детства. О паровоз… Пыхтящая промасленная громадина, сопровождаемая долгим криком гудка. Из окошка высунулся машинист, он смотрит вперед, чтобы распознать стрелки, семафоры и шесты в полоску… Пар вырывается белым облаком, и весь паровоз им окутывается. А от угольной изгари всё вокруг становится чумазым. Кто-то из современных литераторов, не помню кто именно, даже сравнил паровоз, выпускающий бакенбарды пара, с портретом русского писателя Тургенева, висящим в библиотеке…
Я стоял ночью на балконе и нюхал воздух, пахнущий паровозом. Но ни гудков, ни пыхтенья я не слышал. Шумел только дождь.
________________________________________
В Дзержинском молодой снег лежит второй день. Пускай даже третий. Но за эти дни он успел покрыться черным налетом. Может, где-то поблизости был большой пожар и вместе с ледяным дождем на снег выпали продукты горения? Или по городу прошла группа товарищей, развеивающая чей-то прах? Или над городом пролетел паровоз из фильма Эльдара Рязанова «Небеса обетованные»? Не знаю.
_________________________________________________________
Помню, года три назад глава города с гордостью рассказывал о фильтрах на ТЭЦ-22. Дескать, все мы помним, какой у нас каждую зиму был черный снег, потому что на ТЭЦ топили углем, и вот теперь этого явления больше нет, потому что хотя на ТЭЦ по-прежнему и топят углем, но теперь там есть чудо-фильтры. Помню, что в марте этого года, когда снег долго и мучительно таял, он не имел черного налета – это был обычный грязноватый снег уходящей зимы. Чудо-фильтры старательно съедали копоть энергопроизводства. Но вот в декабре нам напомнили, что снег иногда может быть и черным.
Я ничего не утверждаю, я просто смотрю на эти фотографии и думаю, почему наш угрешский снег снова начал чернеть. Паровозные годы возвращаются? А может, так надо? Может, в этом и есть сермяжная угрешская правда?
Сергей Васильев, фото Двести РУ
Комментариев нет:
Отправить комментарий