На вопросы Двести РУ отвечает руководитель дзержинского городского отдела образования Виктория БУНТИНА.
- 21 декабря прошлого года был принят скандальный Закон об образовании. Скажите, Виктория Юрьевна, у вас нет ощущения, что после принятия этого Закона как-то не очень корректно в формате пышного праздника проводить финал конкурса «Педагог года». По-моему, радоваться нечему.
- У меня нет такого ощущения. Закон об образовании принят и будет исполняться. Речь о том, что образование прекратило свое развитие, ни в коем случае не идет. В Законе есть много положительных моментов. Конечно, в новом Законе есть и новые моменты, потому что останавливаться и жить по Закону 1992 года уже нельзя. Старый Закон имел большое количество всевозможных изменений, поэтому нужно было сделать цельный документ с учетом всех прежних изменений. Было предложено множество поправок – какие-то из них учтены, какие-то нет, тем не менее, Закон сегодня полный, цельный, по нему можно будет работать.
- То есть, вы новый Закон об образовании принимаете с удовлетворением?
- Вы понимаете, наверное, сказать, что новый Закон хороший или он требует доработок, можно будет только по истечении некоторого времени. Нужно сначала поработать в соответствии с этим документом. И в этом смысле нет ничего лучше, чем практика. На сегодня, конечно, в новом Законе есть ряд сложностей и для нас, и для всей системы образования. Ведь посмотрите: меняются даже названия самих учебных учреждений. Если раньше мы говорили об образовательных учреждениях, то сейчас это будут образовательные организации.
- А еще раньше они назывались школами. Школа – это ведь такое понятие, которое касается каждого человека, потому что все мы – родители, бабушки, дедушки, ученики и учителя. О каком воспитании может идти речь, если школа сегодня называется МБОУ? Или ДМБОО?
- Нет, школа называлась образовательным учреждением и раньше. И понятие «учреждение» подразумевало несколько типов и видов – школы, лицеи, гимназии и так далее.
- А новый Закон предполагает, что при подушевом финансировании можно будет выбрать любую образовательную траекторию. Называйся хоть лицеем, хоть академией – это ничего не значит. Вот тебе на год бюджет, твоя задача в него уложиться. Хочешь чего-нибудь элитного – ищи деньги.
- Это не совсем так. Все наши городские образовательные учреждения стали образовательными организациями, но они по-прежнему делятся на школы, лицеи и гимназии. И аккредитацию у них никто не снимает. Статус образовательного учреждения никто не отнимает. Изменился лишь подход к названию, не более того.
- Уставы школ надо будет менять?
- Да, сейчас у нас будет небольшое напряжение – нужно будет менять Уставы, менять локальные акты по образовательным учреждениям, менять городскую нормативно-правовую базу. Это создаст ряд трудностей, но мы справимся.
- Хорошо, «лицей» или «гимназия» - это статус. А кто будет платить за этот статус? Родители?
- Ни в коем случае. На сегодняшний день три городских лицея и две гимназии как работали в своем статусе, так и будут работать. Но только на тот период, на который они аккредитованы. По истечении срока аккредитации учреждение, если посчитает нужным, заявляется на продление аккредитации. И вот тогда уже учредитель этой организации будет принимать решение – продлевать или не продлевать.
- Но раньше эти вопросы находились в компетенции министерства образования. А теперь, значит, все будет решать учредитель, то есть, городская администрация. Есть подозрение, что это может повлиять на кошельки родителей.
- А каким образом это может повлиять на кошельки родителей? Если образовательная организация будет продолжать оказывать платные услуги, а родители будут продолжать стремиться к тому, чтобы их дети получали дополнительное образование, то они его получат.
- Начинаются новые взаимоотношения учредителя образовательного учреждения с родителями. Потому что государство сняло с себя ответственность за дополнительное образование? Ведь теперь за него надо платить. Вот за «основы религии» и физкультуру платить не надо, а за музыку и рисование надо. Вопрос: кто будет платить?
- Дополнительное образование не входит в государственный стандарт. И кто за что будет платить – это ни в каком виде в Законе не прописано. Учебный план остался в том же самом объеме, и он полностью финансируется государством. Никто на государственный стандарт не покушается, и за те предметы, которые должны попасть в аттестат об основном среднем или о среднем полном общем образовании, родители платить не будут.
- Школа, как бы она не называлась, – это, прежде всего, директор. Кем должен быть директор, чтобы соответствовать новому Закону – педагогом или хозяйственником? Кстати, этот вопрос затронут еще в 60-е годы в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Прошло почти пятьдесят лет. Но по-прежнему перед директором школы стоит вопрос: что важнее – отремонтировать туалет или взять в штат учителя литературы?
- И то, и другое для хорошей школы важно. На сегодняшний день директор – это человек, имеющий не только высшее профессиональное педагогическое образование и имеющий опыт работы педагога, но это еще и человек, имеющий второе образование экономического профиля. Либо это менеджмент, либо это экономика, либо муниципальное государственное управление. Все директора дзержинских образовательных учреждений имеют второе высшее образование, либо имеют переподготовку, которая приравнивается ко второму высшему образованию. И сегодня директор просто обязан быть и педагогом, и хозяйственником. Я хочу сказать, что на сегодняшний день руководитель образовательного учреждения больше является хозяйственником-администратором, а штат, подобранный руководителем, заместители по той или иной части – они должны подобрать оптимальное количество людей для того, чтобы лучше исполнить муниципальное задание.
- Так что же все-таки будет приоритетом для такого продвинутого директора с двумя высшими образованиями – туалет или Салтыков-Щедрин?
- Все будет зависеть от финансовых ассигнований, которые будут выделены учреждению на новый год. Бюджет выделяет ассигнования на весь календарный год в соответствии с принципом нормативно-подушевого финансирования. Есть статус учреждения, есть количество учащихся – в соответствии с этим министерством образования Московской области и производится расчет. Далее эти средства отдаются в местный бюджет для того, чтобы можно было их распределить в соответствии с потребностями.
- Я думаю, что победит туалет. Наверное, это правильно. А как вы считаете, Виктория Юрьевна, конкуренция между учителями – это зло или благо?
- Если конкуренция здоровая, то это всегда плюс. Здоровая конкуренция всегда несет развитие.
- То есть, битва учителей за часы – это хорошо?
- Нет, нет, подождите. Я же подразумеваю здоровую конкуренцию. А битва за часы… Я в этой битве как раз вижу не очень приятный момент. Если учитель в первую очередь думает о том, сколько денег он положит в свой кошелек, то это не совсем правильно.
- А что значит «здоровая конкуренция»?
- Это значит представить свое учреждение в хорошем свете на фоне других образовательных учреждений. Это стремление выйти на первое место в рейтинге образовательных учреждений. Это значит сделать всё, чтобы в твое учреждение хотели попасть дети, а родители хотели отдать своих детей именно в твое учреждение – ведь если учреждение наполняется детьми, то соответственно прибавляется и бюджет учреждения, ведь деньги идут за учениками. Вот что значит здоровая конкуренция и качественное образование.
- Спасибо, Виктория Юрьевна, за ответы.
Сергей Васильев
Комментариев нет:
Отправить комментарий